-->
Госдума РФ может ратифицировать проект строительства нефтепровода Бургас — Александруполис до конца апреля. Об этом сообщил вчера на форуме «Трубопроводный транспорт — 2007» президент «Транснефти» Семен Вайншток. Уже сейчас ведется поиск нефти для заполнения этой трубы.
Соглашение по проекту нефтепровода Бургас — Александруполис длиной 280 км подписано Россией, Грецией и Болгарией в марте 2007 года. Стоимость проекта — около 1 млрд евро, первоначальный объем прокачки — 15 млн т в год, в дальнейшем он может возрасти до 35—50 млн т. Трубопровод будет наполняться нефтью, поставляемой танкерами из Новороссийска в Бургас.
Старт реализации проекта будет дан сразу после ратификации его парламентами стран-участниц. Как сообщил РБК daily вице-президент АК «Транснефть» Сергей Григорьев, в Греции и Болгарии процесс ратификации начался раньше, чем в России, поэтому проект получит одобрение законодателей всех трех государств в самое ближайшее время и никаких задержек по срокам запуска проекта не будет.
Нефтепровод Бургас — Александруполис позволит экспортировать нефть в обход загруженных проливов Босфор и Дарданеллы. По словам начальника департамента стратегии и зарубежных проектов «Газпром нефти» Николая Серегина, благодаря запуску проекта нефтяная отрасль сможет экономить 700—750 млн долл. в год, которые сегодня теряются из-за простоя танкеров вблизи черноморских проливов.
Доля России в проекте составляет 51% и находится в распоряжении ООО «Трубопроводный консорциум «Бургас — Александруполис», акции которого распределены между «Транснефтью», «Роснефтью» и «Газпром нефтью». Остальные 49% доли проекта Бургас — Александруполис принадлежат Греции и Болгарии — по 24,5% у каждой из стран-участниц.
По словам аналитика ИК «Велес Капитал» Михаила Зака, главной проблемой проекта сейчас является поиск достаточных для заполнения трубы объемов нефти. «Ключевую ставку здесь следует делать на казахскую нефть, поскольку направлять в трубу Бургас — Александруполис нефть из России, возможно, будет невыгодно. Однако неясно, присоединятся ли к балканскому проекту компании Chevron и «КазМунайГаз», разрабатывающие месторождения в Казахстане».
«Газпром нефть», Chevron и ТНК-BP пока не исключают возможности участия в балканском проекте. Николай Серегин сообщил, что никаких квот на поставки нефти по трубопроводу не планируется. Труба пройдет по территории Европейского союза, законы которого предусматривают свободный доступ к объектам транспортной инфраструктуры, пояснил он.
При этом менеджер «Газпром нефти» особо подчеркнул, что для использования трубопровода компаниям-транзитерам необязательно получать долю в проекте. Очевидно, такой вариант устраивает ТНК-ВР. Вчера исполнительный вице-президент по разведке и добыче ТНК-ВР Сергей Брезицкий дал понять, что его компания готова экспортировать нефть по трубопроводу Бургас — Александруполис, даже если не будет его акционером.
Впрочем, пока неизвестны не только источники заполнения балканской трубы нефтью, но и тарифы на ее прокачку и перевалку в портах. Между тем, по словам эксперта East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, «Бургас — Александруполис — это рискованный проект, предполагающий высокие цены на нефть в будущем, поскольку низкие цены сделают двукратную загрузку-разгрузку танкеров невыгодной». Он допускает, что балканский трубопровод будет проигрывать трубопроводу Баку — Тбилиси — Джейхан. Однако глава «Транснефти» Семен Вайншток уверен, что трубопровод Бургас — Александруполис будет дешевле для экспортеров нефти, чем его каспийский конкурент.
Нефтепродукты на eOil.ru
|